Сагаалган. Всё ли мы знаем об истории главного бурятского праздника? Kак празднуют Сагаалган в Бурятии Какого числа будет сагаалган в году

Сагаалган, он же Цаган Сар или праздник Белого месяца, – буддийский Новый год, отмечаемый восточными странами согласно лунному календарю. Что же представляет собой такой важный день для буддистов и какого числа отметят его буряты в 2019 году?

Топ-7 интересных фактов о Сагаалгане в 2019 году

  1. Празднование выпадает на 16 февраля ;
  2. Буддийский и китайский Новый год отмечаются разными датами;
  3. Накануне празднующие избавляются от всего лишнего в доме;
  4. На столе обязательно должны быть блюда белого цвета;
  5. Пить алкоголь за праздничным столом нельзя;
  6. Обязательно нужно навестить старших родственников – родителей, бабушек и дедушек;
  7. Главным божеством Сагаалгана считается Балдан Лхамо.

История праздника белого месяца

Цаган Сар или Сагаалган был введен в 13 веке монголами. Поначалу он отмечался осенью, пока Чингисхан не перенес празднование на весну. Даты его празднования рассчитываются на основе буддийской тантры Цикла Времени, поэтому с китайским Новым годом он не совпадает.

Традиционно Сагаалган отмечается восточными народами, исповедующими буддизм, в первый день первого весеннего месяца по лунному календарю. В России его празднуют республики Алтай, Тыва, Бурятия, Калмыкия, а также Забайкальский округ.

Этот день является государственным праздником с 1990 года (до этого он был запрещен с 1930). В 2019 году пятничный день 16 февраля официально является выходным днем четырех республик России, с недавно времени Сагаалган отмечается в Москве приездом официальных делегаций из Монголии и Тибета, праздничными гуляниями

Когда наступает «Белый месяц» и почему?

Чтобы определить, какого числа встречать буддийский Новый год, придется обратиться за помощью к лунно-солнечному календарю. Дата носит плавающий характер, так как символизирует начало первого весеннего новолуния. В эту фазу небесное светило может перейти в течение одного из трех месяцев: ближе к концу января, в феврале или марте.

Астрологические таблицы указывают, что в 2019 году торжество наступит 16 февраля. Этот пятничный день для большинства россиян останется будничным, так как официально праздник отмечают только в нескольких субъектах федерации:

  • Калмыкия и Бурятия;
  • Тыва и Алтай;
  • Забайкальский край и Иркутская область.

Согласно практике предыдущих лет, жители этих регионов могут рассчитывать на выходной, а с учетом того, что традиционно Сагаалган отмечают около месяца, им от всей души можно позавидовать. В Бурятии – буддийский Новый год – государственный праздник, гарантирующий законный отдых.

Сагаалган 2019: праздничное меню

Название блюда Описание
Буузы Традиционное яство торжественного застолья. Представляет собой крупные пельмени (наподобие мантов) с бульоном внутри, которые едят руками. Готовят буузу из мяса, рыбы и морепродуктов
Борцок Национальное мучное блюдо и ритуальный подарок. Готовится из сдобного пресного теста и обжаривается в кипящем жире
Хушуур или «Мясная груша» Похоже на чебурек, но не совсем, скорее, на грушу. Жарится хушуур в кипящем жире или масле до образования бледно-желтой корочки. Если «плоды» готовы для употребления, то при проколе вытекает светлый жир.
Шоро Маринованное мясо, запеченное на шампурах над углями. Шашлык, но под оригинальным «соусом». Баранина замачивается вместе с местными травами в молочной водке в течение 3-8 часов
Саламат Каша, обильно сдобренная маслом и сметаной. Варится из пшеничной, ржаной или ячменной муки
Шарбин Пресные лепёшки с бараньим фаршем
Табаг Пирамида из жареных пряников, напоминающая о периодичности жизненных циклов
Холисо Десерт из творога, черёмухи и молока
Курунга Молочный напиток, который готовят на основе их натуральной закваски

Традиции празднования Сагаалгана

За три дня до Цаган Сара в буддийских храмах – дацанах – начинают читать молитвы, посвященные десяти божествам – защитникам учения Дхармы, которые охраняют буддизм от его противников. Особым вниманием и почитанием пользуется богиня Балдан Лхамо, покровительствующая столице Тибета Лхаса. Ей накануне Сагаалгана проводят отдельный молебен.

Буддистам полагается не спать всю ночь перед Новым годом, или проснуться около 4-5 часов утра. Считается, что именно в это время в дом входит Балдан Лхамо, и если человек не спит, а встречает ее, то она дарит его дому своё благословение на весь следующий год.

Дацаны всю ночь проводят служения, настоятели храмов поздравляют всех собравшихся с Новым годом. В течение первых пятнадцати дней наступившего года читают молитвы Будде, восхваляя его деяния.

В наше время домашнее празднование Цаган Сара ничем не отличается от встречи христианского Нового года – люди дарят друг другу подарки, собираются за накрытым столом.

Так как этот праздник носит название «Белого месяца», по традиции на столе должны быть блюда белого цвета (хадак), например, из молока или кисломолочных продуктов.

Во время праздничного ужина зажигают особую лампаду-кубок – зулу, отгоняющую злых духов и, вместе с маслом, сжигающая грехи сидящих за столом. Алкоголь в буддизме не приветствуется, поэтому на новогоднем столе во время Сагаалгана его практически не встретить.

Первый день Нового года полагается проводить в своем доме среди живущих в нем людей. Только на следующий день можно принимать гостей или ехать в гости самим. Если дети живут отдельно, то они должны приехать к родителям в первый день – почитание старших является одной из основ Сагаалгана, которую когда-то заложил сам Чингисхан, навещавший свою мать Оялун.

Встреча старшего и младшего поколений знаменуется подношением хадака: младший на вытянутых руках подносит его старшему, который перекладывает хадак в правую руку младшего, и они соединяют руки от ладоней до локтей.

Особые ритуалы и обычаи Сагаалгана

Существует несколько традиционных для Сагаалгана ритуалов, многие из которых проводятся и по сей день:

  1. Гутор – обряд очищения жилища, во время которого из дома выбрасывают всё, что несет отрицательную энергетику, долго не используется и только занимает место. Обычно гутор проводится в присутствии приглашенного ламы и всех членов семьи.
  2. Этот праздник символизирует приход весны и буддийский Новый год. Он традиционно отмечается по лунному календарю в соответствии с древними традициями. Сагаалган 2019 года будет явным тому подтверждением.

    Какого числа праздник

    У некоторых тюркских народов этот праздник имеет другое название — Цаган Сар или Белый месяц. В России его отмечают в:

    • республике Тыва;
    • Калмыкии;
    • республике Коми;
    • Алтайском крае;
    • Бурятии.

    Буддийский Новый год не имеет постоянной даты. Он каждый год рассчитывается в соответствии с лунным календарем. Обычно он проходит в промежутке между концом января и серединой марта. Белый месяц начинается после первого весеннего Новолуния по лунному календарю. Когда будет праздник, рассчитывается по древним таблицам. Астрологическое исчисление в разных регионах различное, поэтому даты праздника могут отличаться. Обычно, каждый год публикуются данные на следующий год. Вместе с датой печатают и астрологический прогноз для представителей разных знаков зодиака. В 2019 году этот праздник будет отмечаться 05.02.19.

    История праздника

    Раньше Сагаалган связывали с праздником урожая и отмечали осенью. В это время заготавливали продукты из молока на зиму. В народе его называли — праздник молочной продукции. Так продолжалось примерно до четырнадцатого века. Затем Хан Хубилай (внук Чингисхана) своим приказом перенес Цаган Сар на начало года по лунному календарю. Смысл праздника стал носить иной характер. Теперь он стал праздником весны и обновления всей жизни. С ним стали связывать добрые ожидания и мечты. В этот праздник не только зарождается природа, но и обновляется сам человек. Сейчас праздник символизирует святость, чистоту, благополучие и новые начинания.

    Цаган Сар до сих пор имеет сильное буддийское влияние. В ходе праздника исполняется множество ритуалов и обрядов, взятых из этой восточной религии.

    Раньше этот праздник отмечали на протяжении всего лунного месяца. Сейчас это традиция сохранилась лишь у некоторых народностей, например у волжских калмыков. В настоящее время у большинства народов празднуется лишь первые три дня.

    Этот праздник во времена СССР пережил не самые лучшие времена. В тридцатые годы он был запрещен. Как народное торжество его признали только в 1990 году. В 2004 году Калмыкия утвердила его национальным праздником. Сегодня он является выходным в Бурятии, Забайкалье, Хакасии и некоторых других регионах РФ.

    Традиции празднования

    Празднование можно разделить на культовые и народные составляющие. Согласно народным традициям, проводят пятнадцать основных обрядов. Все они посвящены чудесам Будды.

    Готовиться к празднику начинают заранее. Прежде всего, наводят порядок в доме. Все ненужные вещи выносятся в поле, выкладывают в одну линию и сжигают. Все важные дела стараются закончить до наступления праздника. Женщины стирают старые вещи и готовят обновки к предстоящим торжествам. Мужчины следят, чтобы на подворье был полный порядок. Вовремя складывают ненужные на данный период вещи.

    В религиозном плане праздник проходит в дацанах. Здесь пятнадцать дней читают специальные книги и молитвы.

    Перед наступлением 29 дня по лунному календарю проводят обряд, связанный с огнем. Считается, что огонь способен очистить человека от всего негативного, которое скопилось за последний год. Стены на праздник украшают изображением буддийских святынь. Перед ними зажигают специальные свечи.

    Потомки монголов придают особое значение еде, которую требуется употреблять в праздничные дни. Существует мнение, что от того, какая будет праздничная трапеза, зависит достаток семьи. Поэтому на Цаган Сар готовят самые изысканные блюда из мяса и молока, которые не присущи для будних дней.

    Обряды

    Во время праздника проводится ряд важных ритуалов, который имеют глубокие исторические корни:

    «Дугжууба»: Он проводится за 2 дня до праздника и представляет собой ритуал очищения и избавления от всякого негатива. Считается, что благодаря ему обретается благополучие, мир, покой и в конечном итоге – успех. Сама процедура выглядит так:
    • перед праздником убирается дом и подворье;
    • накопившийся мусор выносится на улицу:
    • далее весь хлам делится на девять частей;
    • выкладывается на землю в одну линию;
    • затем все поджигается;
    • при этом звучат специальные молитвы в исполнении ламы.

    Этот эзотерический обряд происходит при обтирании тела кусочком теста, который должен помочь избавиться от невзгод и других лишений.

    Поклонение небесной богине Палдэн Лхамо: Она считается защитницей всего живого на земле. В канун праздника богиня обходит все свои владения, поэтому обязательно нужно быть дома в присутствии всех своих родственников.
    Поклонение хозяину огня: В этом обряде выражается благодарность за уют, тепло и благополучие в доме. При этом вспоминаются все домашние божества.

    С приходом Белого месяца хозяин дома должен выйти с первыми лучами Солнца на улицу и попросить благополучия и здоровья всем членам семьи. Только после этого ритуала можно начинать торжества. В дом приглашаются самые близкие родственники, соседи и друзья. Чем больше гостей, тем больше достаток будет в следующем году. Особое место уделяется подаркам. Их должен получить каждый.

    Важное значение придается первому гостю. Считается, что если первым в дом придет мужчина, в семье будет достаток и благополучие.

    Праздник Сагаалган невозможно представить себе без ритуала «Золгохо». Смысл его заключается в том, что первоначально поздравляют старших членов семьи, потом родственников и т.д. При этом придерживаются строгих традиций. После того, как поздравления получили все присутствующие, гости садятся за стол. Перед уходом домой все гости дарят хозяину подарки.

    Священная трапеза

    На праздничный стол хозяйки готовят разнообразные блюда, которые любят в семье. Особое место в меню занимают буузы. Они чем-то похожи на всем известные пельмени. Их принято перед праздником делать всей семьей. На праздничном столе также обязательно должны присутствовать:

    • блюда из баранины;
    • мясной бульон;
    • кровяная колбаса;
    • блюда из молока (различные сыры, творог, сметана и т.п.);
    • шарбин – блюдо, похожее на наши беляши, только пресные.

    Какой-либо алкоголь не приветствуется. Вместо него пьют специальный напиток – аарсы.

    Буддийский Новый год принято встречать во всем белом. Причем, такого же цвета должна быть скатерть, посуда и другая атрибутика.

    Празднование Сагаалгана, фото с сайта Центра культуры коренных народов Прибайкалья,etno.pribaikal.ru


    В целом в интернациональной семье жителей Иркутска и области Новый год по лунному календарю почитают и встречают многие. Сагаалган — праздник Белого месяца является символом обновления человека и природы, а его идеалы мира, добрососедства, уважения к старшим разделяют представители всех национальностей.
    Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. В отличие от нашего обычного Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
    На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло.

    Перекликается с русскими обычаями празднования Нового года, не так ли? Мы тоже генералим, избавляемся от ветхого, сломанного, старого и ненужного.

    Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют, а на рассвете приветствуют Солнце и Вечно синее небо.
    Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Палдэн Лхамо, покровительница Тибета, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Если кто-то проспит, то не будет учтен божеством и соответственно упускает свою удачу на целый год.

    Может быть русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает» родилась неспроста?

    По правилам встречи Сагаалгана нужно сначала представиться Солнцу и поблагодарить за благополучно закончившийся год. Благодарность включает в себя не только теплые слова признательности, но и подношения (угощения) для духов. Это может быть молоко, сладости, чай, водка.
    Затем нужно представить Солнцу и Вечно синему небу, а также духам, которым поклоняется человек, всех членов своей семьи. Только после этого просить то, что желаете на следующий год. В основном это благополучие семье и здоровья всем родным и близким.

    Празднование Сагаалгана, фото администрации Агинского округа, aginskoe.ru


    Шаман, который вел лекцию о традициях празднования белого месяца, рассказал, что из пожеланий бурят в Сагаалган обычно встречаются такие как здоровье скоту, хорошего урожая, процветание семейному делу, встреча со своей второй половинкой, рождение детей.
    Как оказалось, мечты у всех народностей одинаковые.

    В первый день Сагаалгана в гости не ходят. Этот день проводят исключительно в семейном кругу.
    На первый план выступают такие общечеловеческие ценности как почитание старших и уважение друг к другу, укрепление семьи, приобщение молодёжи к культурному наследию своих предков. Эту, казалась бы простую народную философию, праздник передает из поколения в поколение.
    Например, в церемонии преподношения друг другу подарков первыми поздравлять и дарить подарки идут самые младшие в роду. То есть дети идут к родителям, родители к своим родителям и т.д. В этом заключается знак уважения и почтения к старшим. Родители, приняв поздравления и подарки от своих детей, поздравляют в ответ всех по старшинству, при этом сначала поздравляют мужчин (мальчиков), а затем женщин (девочек).
    Значение придается самому посылу подарка, тогда как его форма, дороговизна, престижность значение не имеют. В ритуале обмена подарками главное — внимание.

    В остальные дни празднования Сагаалгана принято ходить по гостям и потчевать гостей у себя дома. Чем больше гостей в период празднования посетит дом, и чем богаче будет стол, тем удачливее и сытнее будет наступивший год.


    В традиции бурят есть такое правило – ни когда не отвечать на вопрос «как дела?», «как жизнь?», что «все плохо». К примеру, когда спрашивают бурята: «Как дела?» Он ответить обязательно, что «все хорошо», или что «все потихоньку». Но никогда не ответить – «все плохо», «денег нет», «депрессия», «невезуха».
    Если даже на самом деле дела у него не важные, он ответит:
    — «Как скот?»
    – «Растет потихоньку» (даже если у него падеж).
    — «Жиреют коровы?»
    – «Есть немного, кормим, стараемся» (даже если был засушливый год и нечем кормить скотину).

    Хорошая традиция, ведь мысль материальна)

    В древние времена у бурят не было принято запоминать свои дни рождения, а отмечать их – тем более. С наступлением Белого месяца каждый бурят прибавлял себе год. При этом год считались от года зачатия, а не от года рождения. То есть, например, вам сейчас 30 лет и + год в животе у матери, то есть – 31 год.
    Даже если вы родились накануне Сагаалгана, то в древние времена вам прибавили бы год и + год в животе, таким образом, месячному ребенку могло быть 2 года.
    Также поступали с возрастом скота. Всем коровам, лошадям, свиньям, баранам наступлением Сагаалгана прибавляли 1 год с.
    Говорят, что и сейчас в некоторых деревнях этот обычай до сих пор соблюдается.

    Статьи о путешествиях по Бурятии:
    *
    *
    *

    Сагаалган или Цаган Сар, праздник Белого месяца – Новый год в буддизме, традиционный праздник монгольских народов. На территории нашей страны его широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыве, Коми, Алтайском крае и в целом ряде других регионов. О том, что это за праздник, когда отмечается Сагаалган в 2019 году, о традициях и обычаях, связанных с буддийским Новым годом – обо всем этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.

    Дата праздника

    Сагаалган или Цаган Сар – торжественное начало весны, точка отсчета нового года, время расцвета природы и начала новой жизни. В буддизме летоисчисление ведется по лунно-солнечному календарю, а значит, вопрос, какого числа отмечается Сагаалган в 2019 году, вполне закономерен. Ежегодно дата праздника приходится на новый день.

    Праздничный день неизменно приходится на первый день по лунному календарю, точнее, на первые лунные сутки нового лунного года. Как правило, это период конец января – февраль, реже начало марта текущего года.

    Этот праздник имеет огромное значение для монгольских народов, проживающих на территории России. А потому в ряде республик – Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии и других – первый день Сагаалгана является выходным днем. В Калмыкии Цаган Сар получил статус национального праздника. Празднуют его буддисты и все те, кто неравнодушен к возрождению традиций.

    У Белого месяца долгая, буквально многовековая история, однако в список официальных праздничных дней Сагаалган попал лишь в 1990 году. В СССР празднование буддийского Нового года было официально запрещено, и лишь с распадом Союза праздник возродился.

    Традиции и обычаи

    Сагаалган, Цаган Сар, Цааган, Чага-Байрам – названий у этого праздника множество, по числу языков и диалектов народов, отмечающих Новый год по буддийскому лунно-солнечному календарю. Праздник это знаменует не только начало нового календарного года, но и служит своеобразной вехой, отмечающей возраст человека или животного: в Цаган Сар каждый становился старше на год, независимо от того, когда родился. Таким образом праздник этот можно рассматривать и как своеобразный день рождения чтящего традиции монгола, бурята, калмыка.

    По традиции Сагаалган отмечается три дня и три ночи, и все предписываемые действия как накануне, так и в сам праздничный день праздничных дней наполнены своим, особым сакральным смыслом.

    Готовимся к празднику

    Подготовка к Белому месяцу начиналась задолго до самого торжества. Закупить заранее сладости для детей, заготовить мясные деликатесы, засолить-замариновать овощи – забот перед праздником много.

    Накануне первого дня Белого месяца все хозяйки принимались за уборку. Причем недостаточно было просто навести чистоту в доме, нужно было избавиться от старья – того хлама, что накапливается в течение года. Обязательно нужно было обзавестись и новой одеждой, ну или хотя бы ее элементом – поясом, украшением, платком. Цаган Сар – праздник обновления, точка отсчета начала новой жизни, а значит, и вступать в новый год необходимо с чистого листа. Когда все старье сжигали в огромных кострах, разводимых в центре поселения, сегодня накануне праздника одежду и ненужные вещи предпочитают жертвовать неимущим.

    Обновления касались и главного «друга» всех мужчин – коня. Обновлялась коновязь, скакуну шилась новая сбруя, менялось седло и подковы. Сегодня роль основного транспортного средства исполняет автомобиль, и все обновления достаются «железному другу» – внеплановое ТО, новая резина или хотя бы новая «елочка»-ароматизатор на лобовом стекле.

    Завершается процесс подготовки обрядом очищения – специальными ароматными травами окуриваются и члены семьи, и сам дом, и машина.

    Торжество

    Сагаалган – лучшее время для гостей. В эти три дня принято ходить в гости и приглашать гостей к себе, отмечая праздник большой и шумной компанией – ведь Новый год, как известно, должен быть непременно веселым и активным. Первым поздравляют главу семьи, старшего в роду, не важно живет ли вся семья под одной крышей или нет. Причем поздравления проходят по определенному сценарию – младший член семьи подходит к старшему с открытыми руками, то есть протягивая их ладонями кверху. Старший же опускает свои руки на руки младшего, словно опираясь на заботливо подставленные ладони. Это символизирует уважение и возможность оказать поддержку старшему в любое время. Старший же показывает таким образом свою готовность принять помощь.

    Конечно же, какой праздник без подарков! Дарами принято обмениваться за праздничным столом, в кругу семьи и друзей, и каждый подарок сопровождается пожеланиями счастья и долголетия.

    Трапеза

    Готовясь к празднику Сагаалгану в 2019 году, хозяйки наготовят различные блюда. Традиционно на стол подают:

    • мясной бульон;
    • сыр разных видов;
    • творог, сметану и другие молочные продукты;
    • пресные пирожки с мясом и др.

    Обязательно на стол подают буузы. Так называется мясное блюдо, похожее на манты или пельмени. Лепит буузы все семья перед праздником, хотя сейчас иногда готовят на пару и замороженные изделия.

    Важно! Алкоголь на праздничном столе не допустим в любом проявлении. При праздновании Сагаалгана люди пьют арсы – национальный бурятский напиток, приготовленный из кислого творога.

    Перед трапезой проводится еще один давний ритуал. Самый младший член семьи подходит к самому старшему человеку и протягивает к нему руки ладонями к верху. Так он проявляет уважение и показывает свою готовность оказать поддержку. Старший член кладет свои ладони сверху, показывая готовность принять предложенную помощь.

    Смотрите видео с традициями празднования буддийского Нового года:

    Новый год по лунному календарю вместе со своими друзьями и родственниками празднуют всt жители Бурятии, демонстрируя уважение к национальным обычаям бурят. «Сагаалган» как государственный праздник Республики Бурятия является символом дружбы, единения и согласия среди многонационального населения республики. Объявленный выходным днем, он естественным образом дополняет и завершает череду новогодних праздников россиян.

    Новый год по лунному календарю широко празднуют в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.

    В Бурятии в последнее десятилетие сложились традиции празднования Праздника Белого месяца. Праздник длится целый месяц, собственно Новый год встречают первые три дня.

    Готовиться к Сагаалгану начинают задолго до праздника. Во-первых, необходимо привести в порядок все хозяйственные дела по заготовке дров, сена. Мужчины начищают до блеска или заказывают новую сбрую и упряжь для своих лошадей. Женщины занимаются чисткой и шитьем одежды. Все семьи занимаются уборкой дома и во дворах, безжалостно выбрасывают старые и сломанные вещи. Затем необходимо окурить благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки.

    В большинстве дацанов проходят особые торжественные богослужения - хуралы. Верующие собираются во дворе дацана, где находится конусообразное сооружение «Дугжууба» из досок и дров, обтянутое тканью, с подобием языков пламени. К этому конусу приделываются флажки из бумаги, устремляю­щиеся вверх. «Дугжууба» - символ всех людских прегрешений за год. Ближе к вечеру совершается обряд сжигания Дугжуубы. Все желающие приносят куски ткани или кусок пресного теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. В процессе горения «Дугжуубы» нужно бросить принесенные кусочки в горящий костер. Этим Вы предохраняете себя и своих близких от болезней, напастей и дурных помыслов, совершая обряд очищения огнем. Теперь можно смело встречать Сагаалган с чистой душой и телом.

    Там же можно заказать молитву, защищающую Вас и ваших близких от недугов и пожелать счастья, радости и удачи в наступающем году. Особую молитву нужно заказывать людям, чей год рождения по восточному 12-летнему животному календарю наступает, поскольку завершается очередной цикл жизни и начинается новый.

    На следующий день читаются молитвы богине - храни­тельнице веры Лхамо, являющейся также покровительницей Иволгинского дацана. По легенде, она в этот день совершает обход всей земли, ведет подсчет скота и людей. С рассветом, когда Новый год вступает в свои права, во всех дацанах устраивается пятнадцатидневный хурал, посвященный победе Будды над врагами его учения. По легенде именно столько потребовалось Будде, чтобы одержать победу, проявляя различные чудеса. В это же время ламы читают священные книги и молитвы, молятся о плодородии, о здравии, о процветании и благополучии в Новом году.

    Сагаалган можно условно разделить на три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальной месяц.

    Канун Нового года

    В канун (бутуу удэр) желательно всем быть дома, среди своих родных и близких. В этот день совершаются не менее важные обряды, чем в первый день Нового года, среди которых символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов. Это форма проявления древнего магического действия ломания старого и освобождение дороги новому. Например, достают заготовленное на зиму мясо, достают лопатку или берцовую кость барана (һулдэ) и извлекают из нее костный мозг, заключающий в себе жизненную силу скота

    Другой обряд кануна Нового года - «Бурха дэлгэхэ», или поклонение домашним божествам. У верующих бурят-буддистов в каждом доме в северной или северо-восточной стороне находилась божница (хоймор), где размешались скульптуры и священные книги или другие буддийские предметы, развешивались изображения буддийских божеств. Каждый, кто приходил в дом, в первую очередь устремлялся к божнице, чтобы засвидетельствовать свое почтение божествам. Перед изображениями божеств зажигалась лампада (зуда), воскурялись благовония (санзэ), ставились различные угоще­ния, например, молочные продукты, печенье и другие сладости на подносах. Магическое значение имела баранья грудинка (убсуун), которую подавали вместе с бедренной костью (можо сэмгэн). Подобное угощение (буулэг табиха) должно стоять несколько дней.

    Особо значащимся считался обряд «Далга» - подношение хозяину огня, в котором участвовали все члены семьи. Каждый отламывал кусочки еды со всех блюд и бросал в огонь, проговаривая: «Отзвенел старый год, наступил новый, совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Да исчезнут смерть и страдания, да установятся счастье и благополучие».

    Только после этого все дружно садились за праздничный стол. Обилие праздничного стола имело свое магическое значение - чем богаче угощение, тем лучше будет следующий год. Поэтому стол изобиловал более всего молочными блюдами, что символизировало хороший удой молока и отличный приплод скота в наступающем году.

    Кухня

    Национальные блюда заслуживают особого внимания -только блюд из баранины не менее десятка. Это отварная баранина в бульоне (бухэлеэр), баранья голова (тоолэй), которая подавалась самому уважаемому и почетному гостю, грудинка (убсуун), кровяная колбаса в желудочке (хотын шуһан), печеночно-кровяная колбаса (эреэлже), закрутка (орёомог), прямая кишка (хошхоног). И, конечно, ни один стол в Сагаалган не обходится без поз (бууза).

    Из молочных блюд готовится творог (айрһан), домашний сыр (хурууд), саламат. На сладкое подаются молочные пенки (урмэн) и обжаренное в кипящем масле пресное печенье разных форм (боовы).

    Специально к Новому году в старые времена перегоняли молочную водку (тогооной архи), хотя в канун праздника пить запрещается. В целом в дни праздника употребление спиртным ограничивалось либо вообще не приветствовалось.

    В канун Нового года каждый должен был попробовать непременно все блюда, выходить из-за стола не насытившимся было нежелательным. После завершения праздничного угощения все пораньше ложились спать, чтобы утром не пропустить рассвет.

    Первый день Нового года

    Рано утром в день наступления Нового года хозяин должен первым выйти на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца дарами от семьи. Обязательным было преподношение жертв духу местности. Д.Банзаров писал об обычае воздвижения алтаря из камня или сухого навоза (аргала) перед каждой юртой на восходе солнца б первое утро Нового года. Затем здесь возжигались благовонные травы.

    Вслед за тем все семейство обходило возвышение и молилось, становясь на колени. Сейчас этот обряд в таком виде не совершается, как и коллективные выходы к обо месту-обита­ния духа-покровителя местности. Со временем коллективный выход семьи упразднился. В настоящее время мужчины, от лица всей семьи, выезжают на местное обо. Разжигают костер, воскуривают благовония, преподносят духам местности дары, произносят молитвы с просьбой благополучия, плодородия и богатого приплода и обходят обо по солнцу.

    Новогодние празднества

    С завершением всех обязательных обрядов начиналось гуляние. Весь первый день проходил во взаимных поздрав­лениях, приеме гостей и хождениях в гости. Прежде всего члены каждой семьи поздравляли друг друга, обязательным было посещение родителей и старших родственников с преподне­сением подарков и благопожеланий (юрол).

    В Сагаалган обмен подарками обязателен. Это могут быть платок, обрез ткани, пакетик чая для женщины; табак, хадак (знак особой почести в виде куска шелковой ткани белого, синего или желтого цвета) для мужчины, сладости или деньги для детей. В последние годы поиск подарка не составляет большого труда ассортимент товаров в магазинах предоставляет широкие возможности для выбора знака внимания.

    Важным и значительным считается угощение членов семьи и гостей. Самые почетные гости в старые времена рассажи­вались в северной стороне юрты, мужчины помоложе на правой стороне, женщины на левой. Пир начинается с того, что хозяин острым ножом по всем правилам искусства разделки мяса отделяет куски от крестца барана и угощает ими гостей, начиная с самых старших. Хорошо заточенный нож говорит о том, что глава семьи отличный хозяин. Нож должен резать как по маслу. Хозяйка раздает гостям пиалы с молочной водкой (за неимением которой теперь употребляются разные сорта), Каждый гость должен выпить либо пригубить три предлагаемые пиалы водки, далее этикет разрешает уклоняться от спиртного.

    Затем, после угощения в кругу семьи и самых близких друзей и родственников, начиналась непрерывная цепь хождений из юрты в юрту. Бывало, что люди заранее договаривались об очередности хождений. Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. Затем наступала очередь других. Посещение нарядно убранных домов формировало так называемое общественное мнение о хозяине и хозяйке, их детях и родственниках.

    Особого внимания заслуживает жест новогоднего приветствия золгох. Когда младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший в свою очередь кладет свои руки сверху ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. У агинских бурят он дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагает его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают золгох. Женщины получали не хадак, а просто платок, и при совершении обряда в отличие от мужчин они не снимают головные уборы, а обшлага их рукавов приспущены.

    Первый «счастливый» гость

    В первый день Сагаалгана все должны только праздновать и большие ничем не заниматься. Существует поверье, что чем больше гостей заглянет в дом, тем счастливее будет наступающий год. Большое значение имеет, кто именно войдет первым. Первый гость или первый встреченный на улице очень важное лицо у многих народов, не только у бурят. Встреча с ним имеет магическое значение. В первых встреченных или в первых посетителях ценились разные свойства: богатство, многодетность, ум и другие качества. Желательно, чтобы это был мужчина. Но более всего ценили их «счастливость», т.е. способность магически наделять своим счастьем всех, кто попадается им на пути.

    Важно отметить, что Сагаалган был датой не только отсчета реального времени, но и днем рождения - в этот день все буряты добавляли к своему возрасту один год. До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения. Даже если кто-то родился за полгода или даже за месяц, то ему приписывали еще один год. Год прибавлялся и скоту. В деревнях до сих пор соблюдают этот обычай. Весенний приплод за лето подрастал, и осенью жеребенок превращался в однолетку лончака, а теленок становился однолеткой буруном. С этим связана и своеобразная форма приветствия, употребляемая по традиции только в Новый год. Встретившиеся впервые в Сагаалган спрашивали друг у друга: «Крепки ли мускулы бурунчика? Упитан ли лончак? И слышат в ответ: «Крепки, крепки, упитан, упитан».

    Новогодние игры и гадания

    Вечер первого дня Сагаалгана в старину был насыщен развлечениями. Народ собирался в одной из юрт, часто это была юрта самого старого и уважаемого жителя улуса, пели песни, слушали сказителей (улигершинов), играли на морин-хуре. Иногда в первый же вечер, а кое-где лишь на третий день устраивали гадания и игры.

    Гадание было делом лам-астрологов (зурхай), которые каждому желающему могли составить его индивидуальный гороскоп, пользуясь специальной таблицей астрологических вычислений и руководством к ней, изложенным в буддийском сочинении «Биндер гарав». Это делали обычно накануне Сагаалгана, ибо среди советов немалую роль играли указания, в какую сторону должен быть сделан первый шаг из юрты в утро первого новогоднего дня, через что надо или, наоборот, ни в коем случае нельзя перешагивать и как ликвидировать угрозу какой-либо опасности или неприятности. Все это называлось сээр гаргаха т.е. дословно «вывезти невезение». А старики, собравшись в юрте, исходя из многовекового народного опыта и наблюдений предсказывали по погоде и поведению животных, каким будет гад, большим ли будет приплод скота. В ряде мест отмечен обычай вырезать из войлока или дерева фигурку того животного, в год которого родился человек. Ее хранят: в течение года, а затем выбрасывают.

    Игры, в которые играли в первые дни Сагаалгана, были достаточно разнообразны: шахматы (татар), домино (даалуу). В них играют повсюду, и они не связаны с какими-либо конкретными сезонами года. Но есть и такие игры, символика которых связана именно с Сагаалганом: это «пестрая черепаха» (алаг мэлхы), «загонять оленя» (буга табиха), «стрелять бабками» (шагай хароаха), «хватать бабки» (шагай шуурэхэ), «круг» (хорло) и др. Каждая из них имеет определенный философский или магический смысл.

    В начале XX в. буряты знали несколько десятков игр в бабки (шагай). Исследователи усматривают в них взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. В игре шагай харвах, например, выстраивали цепь из 8 или 12 бабок, укладывая их по две, и «стреляли» по цели другими бабками с помощью специальной дощечки. Выигрывал тот, у кого в конце игры оказывалось наибольшее число бабок. В игре шагай ниилэхэ бабки подбрасывали, а затем собирали на земле или на полу пары, лежавшие одинаковыми сторонами кверху. Затем, щелкая пальцем, «стреляли» одной бабкой по другой, стараясь не задеть при этом соседних. При удачном «выстреле» игрок забирал себе обе кости. Выигрывал опять-таки тот, кто к концу игры набирал наибольшее количество бабок.

    В игре алаг мэлхы из 88 или 92 бабок выкладывали фигуру черепахи. Последовательно каждый из игроков бросал шестигранную кость с нанесенными на каждой грани точками от одной до шести, и по тому, какое число выпадало, забирал соответствующее количество бабок из фигуры черепахи. Во всех этих играх сосредоточение в одних руках большого количества костей должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя.

    В популярной новогодней игре хорло использовались 60 деревянных квадратных табличек: 48 представляли собой четырежды повторенные изображения животных 12 -летнсго цикла, а 12 табличек - трижды повторенные изображения круга (хорло), драгоценного камня (зэндэмэни), царя птиц - Гаруды и льва. Последние 12 табличек обладали большей магической ценностью в этой игре, чем первые 48. Из всех табличек выкладывали 12 кучек по пять в каждой и делили между участниками игры, которых могло быть от двух до 12 и которые должны были из этих табличек выложить юрту. Вначале шли в ход менее ценные таблички, по мере приближения к концу игры пускались в ход более ценные. Выигрывал тот, кто положил в центр, ассоциировавшийся с дымовым отверстием юрты, имевшую наивысшую ценность табличку с изображением хорло (таких было всего три). Эта игра имела космическую символику. Числа 3, 4, 5, 12, 60 наделены важной семантической значи­мостью в мифологии и космогонии монголов (трехчастность времени и пространства: мир верхний, средний, нижний, т.е подземный; время прошлое, настоящее, будущее; четыре стороны света, пять элементов мироздания; 12 и 60 лет -календарные циклы). Все они в сочетании друг с другом позволяют некоторым исследователям рассматривать эту игру как некую акцию космического творения, в которой выкладывание юрты из игровых табличек выступает как аналог сотворению мира. Каждая из игр предусматривает большое число участников, и вечера первых дней Сагаалгана - наиболее подходящее для них время.

    Первые три дня нового года наиболее насыщены событиями. Однако и весь остальной месяц считается праздничным. Продолжаются хождения в гости, можно и даже рекомендуется съездить к родственникам, живущим в отдаленной местности, и обменяться с ними приветствиями и подарками.

    В прежние, далёкие времена жил на свете храбрый охотник, меткий стрелок. Всегда он бил без промаха, не прихо­дил домой с пустыми руками.

    Но вот однажды целый день он проходил по лесу и до самого вечера не встретил ни зверя, ни птицы. Усталый, измученный, лёг он спать. Спит и видит странный сон: пал на него жёлтый туман, а потом приблизился пёстрый туман. Проснулся охотник и видит: приближается к нему жёлтый туман. Он испугался, схватил лук, вложил стрелу, но из тумана раздался человече­ский голос:
    - Не стреляй в меня, храбрый охотник, я не сделаю тебе зла. Туман стал ещё гуще, плотней и превратился в жёлтого змея с пёстрыми гремящими крыльями. Пестрокрылый змей сказал:
    - Будем друзьями, храбрый охотник, меткий стрелок. Мне нужна твоя помощь. Много лет я веду войну с желтокрылым змеем и не могу его одолеть. Вдвоём мы его победим.
    - Я готов тебе помочь, - сказал охотник.
    - Тогда пойдём в ту долину, где будет битва, - сказал пестрокрылый змей.
    Они пришли в широкую долину.
    - Наш бой будет долгим, - сказал пестрокрылый змей. - Мы трижды поднимемся к небу и трижды опустимся на землю. Когда мы поднимемся в четвёртый раз, мой враг меня одолеет, возьмёт верх; когда мы опустимся, он будет наверху, а я внизу. В это время не зевай: я поверну его жёлтую голову к тебе, а ты стреляй в его единственный глаз. Этот глаз у него - во лбу, в самой середине лба. А теперь спрячься в эту яму, скоро желтокрылый змей ринется с неба прямо на меня.
    Охотник спрятался в яму.
    Вскоре с неба ринулся желтокрылый змей. Началась битва. Змеи, сцепившись, трижды поднялись к небу, трижды опусти­лись на землю. Силы были равны. Но вот они поднялись к небу в четвёртый раз, и желтокрылый змей одолел пестрокрылого. Когда они опустились, желтокрылый был наверху, а пестрокры­лый внизу. Но вот пестрокрылый быстро повернул голову своего врага к охотнику. Меткий стрелок только того и ждал. Тетива его лука была натянута. Мига ему хватило, чтобы выпустить стрелу и пронзить жёлтый глаз желтокрылого змея. И тут же на землю пал жёлтый ядовитый туман, от которого все де­ревья в лесу засохли, а все звери подохли. Охотника спас пестрокрылый змей. Он прикрыл своего друга могучими плотными крыльями и продержал его под ними три дня и три ночи, пока жёлтый ядовитый туман не рассеялся.
    А когда снова засияло солнце, пестрокрылый змей сказал:
    - Мы победили грозного врага. Спасибо тебе, охотник. Желтокрылый змей приносил много вреда. Каждый день он проглатывал трёх зверей и пожирал огненных змеев, моих подданных. Если бы не ты, он убил бы меня и сожрал бы всех огненных змеев. Пойдём ко мне в гости. Увидишь мой дворец, моих под­данных, моих старых родителей.
    Охотник согласился, и они со змеем спустились в глубокую яму, а оттуда по подземному ходу попали во дворец, сверкаю­щий золотом и драгоценными камнями. На полу лежали огнен­ные змеи, свернувшиеся в кольца. За одним залом следовал другой, ещё более богатый. И вот они пришли в самый большой зал. В нём возле очага сидели два старых пестрокрылых змея.
    - Это мои родители, - сказал змей. Охотник поздоровался с ними.
    - Этот охотник спас меня и всё моё ханство, - сказал змей. - Он убил нашего давнего врага.
    - Спасибо тебе, - сказали старые родители змея. - За это ты получишь награду. Хочешь - дадим тебе золота и драгоценных камней, сколько сможешь унести. Хочешь - научим семи десяти языкам, так что ты сможешь понимать разговоры птиц, зверей и рыб. Выбирай!
    - Научите меня семидесяти языкам, - сказал охотник.
    - Возьми лучше золота и драгоценностей, - сказали старые родители змея. - Тому, кто знает семьдесят языков, жить не легко.
    - Нет, золота не хочу, научите языкам, - попросил охотник.
    - Что ж, будь по-твоему, - сказал старый пестрокрылый змей. - Отныне ты знаешь семьдесят языков, отныне ты слышишь разговоры птиц, рыб и зверей. Но это - тайна. Ты дол жен хранить её от людей. Если проговоришься - в тот же день умрёшь.
    Охотник покинул ханство пестрокрылого змея и отправился домой. Идёт лесом и радуется: ведь понимает он всё, что говорят меж собой звери и птицы. Вышел охотник из лесу. Вот и юрта. «Зайду в неё», - думает он. А собака лает:
    - Сюда не заходи. Хоть это и богатая юрта, но хозяин наш скупой. Здесь тебе не только мяса - молока не дадут.
    Охотник пошёл дальше. Около другой юрты собака лает:
    - Заходи сюда, путник. Хоть это юрта бедняка, но хозяин наш добрый, он тебя угостит. У нас всего одна корова, но хозяин даст тебе молока, у нас всего один чёрный баран, но хозяин за колет для гостя последнего барана.
    Охотник зашёл в юрту бедняка. Хозяин вежливо с ним поздо­ровался, усадил на почётное место. Жена хозяина подала гостю пиалу молока. Бедняк предложил охотнику переночевать, а к вечеру заколол для него чёрного барана. Когда они ели, со­бака проскулила:
    - Добрый гость, урони баранью лопатку, я схвачу и выбегу, на тебя хозяин не рассердится.
    Охотник уронил лопатку. Собака схватила её и убежала. А по­том залаяла:
    - Добрый гость угостил меня вкусной лопаткой. Не буду спать всю ночь, буду стеречь юрту.
    Ночью пришли волки. Остановились возле юрты бедняка и воют:
    - Сейчас мы задерём коня!
    - У моего хозяина один-единственный конь, нельзя его есть. Если подойдёте ближе, я подниму громкий лай. Проснётся хозяин, проснётся его гость-охотник, и тогда вам несдобровать. Идите лучше туда, к богачу, задерите его жирную серую кобылу, у него лошадей много, а собаки его голодные, они не захотят на вас лаять.



error: Контент защищен !!